При строительстве скважин, сооружении объектов нефтяных и газовых промыслов, нефте- и газопроводов источниками выбросов в атмосферу являются:
- выделения от неплотностей технологического оборудования, расположенного на открытом воздухе;
- выхлопные газы колесной и гусеничной техники, строительных машин и механизмов, передвижных котельных и электростанций;
- сооружения подъездных дорог, переездов через водные преграды, площадки временного хранения ГСМ:
- объекты производственной базы строителей — растворобетонные узлы, склады инертных материалов, склады цемента и др;
- трубосварочные установки и посты ручной сварки, береговые стенды для монтажа, сварки, изоляции секций трубопровода;
- пылящие площадки временного хранения растительного грунта, запасы строительного грунта, движущийся автотранспорт и транспорт, доставляющий грузы (ГСМ, стройматериалы, трубы, сваи и т.д);
- склады ГСМ, автозаправочные станции, топливные баки, дизельные станции.
При эксплуатации скважин и объектов обустройства нефтяных и газовых промыслов основными источниками загрязнения атмосферного воздуха служат:
- неплотности запорной арматуры на устьях эксплутационных скважин;
- факельные установки и резервуарные парки;
- открытые поверхности очистных сооружений: песколовок, нефтеловушек, прудов дополнительного отстаивания, фильтров, аэротенков, факельных амбаров;
- котельные и дизельные электростанции;
- склады метанола и ГСМ.
Основные источники выделения загрязняющих веществ при эксплуатации нефте- и газопроводов:
- утечки газа, нефти и нефтепродуктов через неплотности запорной арматуры на линейной части;
- выделения от сооружений нефтеперекачивающих станций (утечки и испарения нефти и нефтепродуктов в резервуарных парках через дыхательные клапаны, дымовые и вентиляционные трубы котельных, неплотности запорной арматуры и уплотнения насосов в насосных, вентиляционные отверстия и дефлекторы в зданиях РММ, ЦРС, выхлопные трубы дизельных электростанций, сливно-наливные операции на эстакадах, дыхательные клапаны очистных сооружений промышленных стоков и др.);
- выделения от технологических объектов компрессорных станций (котельных, автотранспортного хозяйства, склада горюче-смазочных материалов, сварочных постов, участков металлообработки, складов метанола и блоков очистки газа, участков деревообработки, печей для дожига технологических жидкостей).
Основные источники выделения загрязняющих веществ транспортно-дорожной системы:
- колесный и гусеничный транспорт, движущийся на дороге (выбросы отработавших газов от двигателей, продукты износа деталей машин и автомобильных шин);
- земляное полотно (пыление в сухую погоду и смыв загрязняющих веществ в дождливый период);
- дорожная одежда (загрязнение воздуха продуктами износа дорожного покрытия, пылью и мусором с ее поверхности, влияние на количество и состав отработанных газов автомобилей, количество продуктов износа деталей автомобилей и автомобильных шин);
- дорожная инфраструктура (выбросы от АЗС, мест остановок и стоянок автомобилей: пунктов технической помощи, блоков питания);
- пересечения дорог (дополнительные выбросы отработанных газов, обусловленные организацией движения транспорта: снижением скорости и остановок).